26 ноября 2024
Главная  / Новости / МЖД – наш ключевой партнёр

На Московской железной дороге реализуется крупнейший в России проект строительства сухопутного зернового терминала

В управлении МЖД состоялось очередное заседание Московского регионального координационного совета с участием железнодорожников и компаний-партнёров в сфере грузоперевозок. Говорилось и о таком важнейшем сегменте перевозок, как зерно и зернопродукты. Ведь сегодня по своим объёмам российский урожай выходит на передовые позиции в мировом производстве. Среди крупнейших грузоотправителей зерна на столичной магистрали – группа компаний «Русский Дом», которая многие годы успешно сотрудничает с дорогой. Сегодня «Русский Дом» совместно с администрацией Курской области, ОАО «РЖД» и Минсельхозом реализует на АО «Щигровский комбинат хлебопродуктов» амбициозный проект по строительству самого крупного в РФ сухопутного зернового терминала.

 – Олег Витальевич, как вы решаете масштабную задачу строительства зернового терминала? Как взаимодействуете с РЖД?

  – Строительство сухопутного зернового терминала в АО «ЩКХП» – пример эффективного взаимодействия бизнеса, администрации Курской области, ОАО «РЖД» и Минсельхоза. Все стороны понимают значимость нашей бизнес-идеи и содействуют её успеху.

 В реализации данного проекта ОАО «РЖД» в лице Московской железной дороги – наш ключевой партнёр. Скажу честно, без активного участия столичной магистрали данный проект было бы крайне сложно реализовать. В настоящее время дорога оказывает серьёзную помощь в усилении железнодорожных путей АО «ЩКХП». Оперативно и качественно решаются многие технические вопросы на станции Удобрительная МЖД. Со своей стороны ГК «Русский Дом» инвестирует более 60 млн руб. в строительство нового железнодорожного пути, установку стрелок и др. На предприятии возводится совершенно новый высокопроизводительный узел погрузки. Здесь одновременно можно будет загружать два вагона-зерновоза, что значительно сократит время простоя подвижного состава под этой операцией. Всё это позволит нам ежедневно формировать на железнодорожных путях предприятия один отправительский маршрут в 66 вагонов.

 Наш проект нашёл понимание и получает всемерную поддержку и со стороны Орловско-Курского региона МЖД, где на совещаниях постоянно обсуждаются вопросы увеличения объёмов перевозок железнодорожным транспортом.

Мы очень признательны начальнику столичной магистрали Владимиру Ильичу Молдаверу, который лично контролирует вопросы, касающиеся поддержки в развитии железнодорожной инфраструктуры АО «Щигровский КХП». Удивительно, как руководитель такого огромного и сложнейшего предприятия, как Московская железная дорога, находит время и уделяет внимание вопросам реализации нашего проекта. Уже при первой встрече Владимир Ильич сразу спросил: «Насколько сможете увеличить объёмы отгрузок зерна по железной дороге?» – «Практически удвоим», – ответил я. – «Хорошо, – поблагодарил Владимир Ильич. – Мы стоящие перед Московской магистралью вопросы по вашему проекту решим. Но и вы нас не подведите». В ходе обсуждения технических аспектов Владимир Ильич предложил ряд эффективных решений по развитию железнодорожной инфраструктуры АО «ЩКХП» и станции Удобрительная.

 Ещё раз подчеркну: без активного участия Московской железной дороги данный проект было бы крайне сложно реализовать.

 – Как появилась бизнес-идея строительства сухопутного зернового терминала и почему сейчас?

  – В России активно развиваются водные терминалы. А сухопутных, способных отгружать большие объёмы зерна отправительскими маршрутами, нет.

 Основываясь на лучших зарубежных технологиях приёмки, хранения и отгрузки зерна, мы создаём предприятие, не имеющее аналогов в России. Наш современный линейный элеватор – не просто зерносклад, а сложный автоматизированный высокопроизводительный логистический центр, который принимает с автотранспорта зерно самого разного качества, доводит его до требований ГОСТа, формирует и отгружает по железной дороге крупные товарные партии, в том числе с качественными характеристиками, необходимыми потребителям.

Реализация данного проекта позволит АО «Щигровский КХП» одновременно хранить до 200 тыс. т зерна, ежедневно принимать до 10 тыс. т и отгружать до 4,5 тыс. т зерна, или по одному отправительскому железнодорожному маршруту массой брутто шесть тыс. т . Производственные возможности предприятия позволят довести годовой оборот зерна до одного млн т в год! Ближайшая текущая цель – удвоение достигнутого годового объёма отгрузки, то есть достижение уровня отгрузок в 400 тыс. т.

 – Когда создаётся такое крупное предприятие, должна быть уверенность в долгосрочных перспективах проекта. А на чём основан ваш оптимизм?

 – Естественно, мы видим перспективы, и мы – оптимисты.

 Во-первых, потому, что благодаря аграрной политике государства и привлечению в АПК крупных инвестиций, урожаи зерна в РФ растут из года в год.

 Обладая самыми большими в мире пахотными землями, Россия уже сейчас занимает второе место в мире по экспорту пшеницы, а по общим объёмам экспорта зерна – четвёртое. В этом году производство зерна впервые превысит 130 млн т. С учётом того, что его потребление в стране составляет 70–75 млн т, экспорт должен составить не менее 40 млн т. Поэтому развитие инфраструктуры экспорт- ных поставок зерна имеет такое важное значение.

Во-вторых, производство зерна в Курской и соседних с ней областях имеет хороший потенциал для роста. По производству продукции растениеводства наш регион входит в число пяти крупнейших в РФ. При этом мы ведём закупки зерна не только в Курской, но и в соседних с ней Орловской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областях. Общий профицит зерна в 150-километровой зоне тяготения ХПП ГК «Русский Дом» составляет пять млн т.

 И что самое главное, по нашим оценкам, производство зерновых имеет потенциал для роста.

 Всё это прекрасно понимают и в Правительстве России, и в администрации Курской области. Губернатор Курской области А.Н. Михайлов всемерно поддерживает строительство зернового терминала на АО «Щигровский КХП».

 – Олег Витальевич, создание зернового терминала ориентировано на развитие маршрутных перевозок зерна?

 – Решение задачи его эффективной доставки к морским зерновым терминалам России мы видим исключительно в интенсивном развитии маршрутных перевозок по железной дороге.   

 Рост объёмов экспорта зерна – это самый серьёзный вызов для всех участников логистической цепи его транспортировки от поля до судна в порту. Необходимо обеспечить своевременную и недорогую доставку зерна потребителям. Сегодня в России более 98% зерна отгружается одиночными вагонами или групповыми отправками и всего лишь около 2% приходится на долю отправительских железнодорожных маршрутов, из которых 80% отгружаются нашей компанией.

 Маршрутные перевозки существенно повышают скорость доставки зерна и сокращают её издержки. Так, из Курской области зерно в отправительском маршруте доходит до портов Азово-Черноморского бассейна всего за двое суток.

 Они выгодны и компаниям-экспедиторам, и грузополучателям, и железнодорожникам, которым не приходится заниматься «вытаскиванием» с различных ХПП по 5–10 вагонов с дальнейшим формированием на станциях составов для отправки – ведь маршрут формируется на путях сухопутного терминала и его тепловозами. В итоге существенно снижаются нагрузка на железнодорожную инфраструктуру, трудоёмкость маневровых работ на станциях и т. д.

Конечно, в организации маршрутных отгрузок ещё много нерешённых задач, это и отработка методов планирования и координации взаимодействия участников перевозок, и дальнейшее развитие морских терминалов, и «закольцовка» движения маршрутов, и оптимизация возврата порожняка.

И мы, и специалисты РЖД прекрасно понимаем как краткосрочные, так и долгосрочные выгоды от реализации данного проекта. Повторю: очень важно, что нас поддерживает руководство Московской железной дороги.

Уверены, что наш проект – это только первая ласточка. Символично, что именно из АО «Щигров- ский комбинат хлебопродуктов» в ноябре 2009 года был отгружен первый в России отправительский маршрут с зерном.

Пользуясь случаем, поздравляю руководителей и всех работников компании ОАО «РЖД», Московской железной дороги, Орловско-Курского региона со знаменательной датой – 180-летием железных дорог России. Желаю всем удачи и успехов во всех начинаниях.

 Справка «Московского железнодорожника»

Общий бюджет проекта по строительству зернового терминала в Курском регионе составляет 2,6 млрд руб. Финансирование осуществляется как за счёт собственных средств компании «Русский Дом», так и с привлечением кредитов по льготным ставкам согласно программе Минсельхоза. Начало реализации проекта – 2016 год. Срок её завершения – 2019 год. На текущий момент освоено более одного млрд руб.

Источник: Gudok.ru